.

    Главная arrow Внебюджетные фонды
www.work-zilla.com
Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования, пенсионной фонд, фонд здравоохранения Российской Федерации и др. Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений.

С переходом к рыночным отношениям базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленности фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в поддержке и развития сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопровождается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно незащищенных слоев населения.

Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обуславливает целесообразность параллельного использования и другой формы – внебюджетных фондов.

Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Динамическое изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе, и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем, использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов – исполнительными органами. Следовательно, существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе, в части соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета.

Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов. Таким образом, внебюджетные фонды-  эта форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе предпринятой оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

а) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

б) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

в) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий и т.д.;

г) предоставлять займы, в том числе, и зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительную деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе, специально созданным административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.

При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна. Курсовая по экономике. Дипломная по менеджменту. Контрольная по маркетингу. Управление персоналом. Логистика. Адаптация. Бухучет. Шпоры. Лекции. Экономика. Трудовые отношения. Эконометрика. Учебник. Поздравления. Финансы и кредит. Статистика. Бизнес-план. Нормирование. Социология. Социальное партнерство. Аудит. АХД. Антикризисное управление. Как. Как быстро. Заработать. Избавиться от. Самый. Путин. Купить. Продать.Скачать бесплатно. Смотреть онлайн. Игры бесплатно. Смотреть фильмы.
Rambler's Top100