.

    Главная arrow Социальные программы arrow Региональные arrow Психологические аспекты несчастных случаев
www.work-zilla.com
Психологические аспекты несчастных случаев Печать E-mail
Автор Administrator   
28.04.2012 г.

Психологические аспекты несчастных случаев на производстве

По данным Госкомстата России, наша страна занимает второе место в мире по травматической смертности, уступая только Центральной Африке. Предприятия нефтедобычи и входящие в их состав автотранспортные цеха относятся к классу производств с опасными условиями труда. В современных условиях при тенденции развития техники и расширения сферы ее применения, увеличении сложности трудовых задач, ответственности и напряженности труда, в структурных подразделениях ОАО "Татнефть" должно многократно возрасти внимание к вопросам комплексного изучения причин несчастных случаев и, в том числе, роли ошибочных действий человека в возникновении аварий. По итогам исследований и оценкам специалистов, около 80% несчастных случаев на производстве и транспорте являются результатом ошибочных действий самих участников происшествий, таким образом, проблема человеческого фактора в обеспечения безопасности труда является приоритетной.
Рассмотрим кратко некоторые психологические аспекты возникновения несчастных случаев. Причинами ошибочных действий субъекта труда могут быть следующие факторы: рабочее место; режим труда и отдыха; взаимоотношения в коллективе; профессиональная пригодность; функциональное состояние человека.

Недостаточный уровень профессиональной пригодности особенно часто приводит к ошибочным действиям или бездействию человека, следствием которых становятся травматизм, гибель людей, экономические потери. Профессиональная непригодность или ее низкий уровень обуславливаются особенностями психофизиологических, психологических и социально-психологических качеств в их взаимовлиянии, а также недостатками в подготовке специалиста.
Следует отметить, что, во-первых, недостатки индивидуальных качеств человека сказываются на деятельности тем сильнее, чем острее общая ситуация с точки зрения опасности; во-вторых, причиной ошибок и травматизма может быть не только низкая профпригодность как комплекс стойко выраженных личностных недостатков, но и эпизодические нарушения в психической сфере под влиянием внешних факторов. В результате отечественных и зарубежных исследований выявлены следующие показатели предрасположенности к опасности. В первую очередь, это эмоциональная неуравновешенность, слабость нервной системы, импульсивность, плохая сенсомоторная координация, слабые пространственные представления и динамический глазомер. Еще один параметр, ведущий к травматизму, _-  низкие качества внимания, отсутствие наблюдательности, осмотрительности.
Среди психологических факторов специалисты отмечают чрезмерно большую или малую склонность к риску, но самое важное место в этой группе занимает профессиональная мотивация. Мотивы - внутренние побудители к действию, поступку. На безопасность труда влияют как слишком сильная мотивация, из-за которой нежелательный исход поступка кажется маловероятным, так и снижение мотивации при выполнении простейших или особо трудных заданий.
На выбор человеком труда "нарушить или соблюсти правила безопасного труда" влияет степень развитости воли. Мотивом к нарушению правил может выступить желание экономить время или силы, ведущее к пропуску некоторых действий, спешке, выбору легкого варианта. У людей с сильной волей данному мотиву успешно противостоит мотив соблюдения дисциплины сам по себе, а также ради личной безопасности.
Из социально-психологических факторов на предрасположенность к несчастным случаям влияют необоснованная самоуверенность, чрезмерное чувство независимости, низкая общественная и профессиональная ответственность, нарушения в сфере делового и межличностного общения.
Из двух факторов, возраста и профессионального стажа, на частоту возникновения несчастных случаев больше влияет второй. У молодых рабочих аварийность связана с недостаточной адаптированностью к работе, нехваткой знаний, умений и навыков. Работники со стажем 10-15 лет могут утрачивать бдительность из-за привыкания к опасности, если, постоянно и длительно сталкиваясь с ней, не травмируются. К тому же у них от сверхдолгой погруженности в одну деятельность появляется самонадеянность опыта, сужается ассоциативное поле сознания, стереотипными становятся приемы работы, не всегда верно усвоенные изначально. А по пословице "раз в жизни и палка стреляет".
Пожилые рабочие особенно часто попадают в аварии в тех случаях, когда деятельность существенно изменяется ипредъявляет повышенные требования.
Пути снижения частоты возникновения несчастных случаев на производстве в основном известны, и в ОАО "Татнефть" делается многое для решения проблемы безопасного труда: периодическое обучение персонала в учебно-курсовых комбинатах, инструктажи на рабочих местах, укрепление дисциплины труда, аттестация рабочих мест и т.д. В то же время, с точки зрения психологии есть определенные недостатки в этой работе. В частности, теоретическое обучение в УКК должно нести функцию разгерметизации разума, избавления от стереотипов в деятельности, преодоления профессиональной узости, а основной упор желательно делать на практическую отработку правильных и безопасных приемов работы в сочетании с тренингами действий в экстремальных ситуациях. Тогда эти приемы, доведенные до автоматизма, будут проявляться в нужный момент на уровне рефлекса.
С началом перестройки в стране произошел развал воспитательной работы. В сознании некоторых руководителей отмена идеологического воспитания связалась с отменой всей функции воспитания, у другой части руководителей воспитание дисциплинированности ассоциируется с запретами и наказаниями. А жизнь доказывает, что это ошибочно, и ошибок никому не прощает.
Следует сказать, что в борьбе за безаварийную работу недооценивается роль таких факторов, как удовлетворенность человека трудом и членством в коллективе, взаимоотношения "по вертикали", стиль управления, мотивация персонала, т.е. всех составляющих социально-психологического климата коллектива. Подбор и расстановка персонала в соответствии с личностными качествами, совпадающими с требованиями к деятельности, в нашей стране в условиях реального производства продолжают оставаться благим намерением. В решении этих вопросов немалую пользу могло бы принести создание на каждом предприятии социально-психологической службы.
В НГДУ "Лениногорскнефть" психологом УКК при большой поддержке руководства предприятия, в сотрудничестве со службой управления персоналом и коллективом учкомбината проводится определенная работа, направленная на снижение травматизма и количества несчастных случаев. В течение полутора лет ведется отбор нового персонала по критериям - эмоциональная устойчивость, ответственность, самоконтроль. В 2003 году запланировано включить в диагностику тесты на качество внимания. При назначении на должности мастеров диагностируется комплекс качеств, необходимых для эффективного руководства, рекомендации психолога учитываются, т.к. известно, что самое большое влияние на климат коллектива оказывает руководитель. Изучается социально-психологический климат в коллективах цехов и служб НГДУ со всем комплексом факторов, влияющих на него. Выявляются очаги психологической напряженности и стрессоры, ухудшающие состояние работающих. В УКК преподается курс "Элементы практической психологии" для рабочих. Одна из целей - обучение основам бесконфликтного взаимодействия и саморегуляции эмоционального состояния. Запланировано введение в программу курса темы: "Предрасположенность к ошибочным действиям и несчастным случаям". В школе менеджмента руководители цехов и мастера прошли обучение по теме "Климат коллектива". В новом году начинается обучение основам конфликтологии. В план работы психолога на 2003 год включена диагностика личностных свойств части работников ПРЦЭиЭ, ЦПиКРС, УТТ для выявления лиц, предрасположенных к попаданию в аварии. Эта работа продолжится и в следующие
годы.
Профилактика неправильных трудовых действий или бездействий, ведущих к авариям и травматизму, должна основываться на глубоком и всестороннем анализе причин и условий их возникновения. Эти причины имеют по отношению к человеку внешний и внутренний характер. Изучение того, как внешние причины, преломляясь через личность человека, обуславливают появление внутренних, влияющих затем на действия и поступки – прерогатива психологов. В целом же, профилактические мероприятия должны быть комплексными, системными, а выполнять их нужно общими усилиями не только соответствующих служб, но и всего коллектива.
Рушана Янбатырова, психолог УКК НГДУ "Лениногорскнефть".  «НВ» - 2003.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Автотранслитерация: выключена


« Пред.   След. »
При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна. Курсовая по экономике. Дипломная по менеджменту. Контрольная по маркетингу. Управление персоналом. Логистика. Адаптация. Бухучет. Шпоры. Лекции. Экономика. Трудовые отношения. Эконометрика. Учебник. Поздравления. Финансы и кредит. Статистика. Бизнес-план. Нормирование. Социология. Социальное партнерство. Аудит. АХД. Антикризисное управление. Как. Как быстро. Заработать. Избавиться от. Самый. Путин. Купить. Продать.Скачать бесплатно. Смотреть онлайн. Игры бесплатно. Смотреть фильмы.
Rambler's Top100